Евстигнеев В.Н.

            Надо ли говорить о том, что именно с этих военных лет, он становится ярым динамовцем и веру в благородство и высший класс спортивного общества пограничников пронесёт с редчайшими любовью и верностью через всю свою жизнь.

            Отдав, как положено два года своей молодой жизни гражданскому долгу, он возвращается в Москву, неустанно работает над свои профессиональным ростом и вскоре становится одним из авторитетных мастеров столицы по кройке и пошиву мужской одежды в ателье на проспекте Мира. В эти же годы возникает и новая молодая семья. Он знакомится с девушкой Катей, и вскоре они вступают в положенный брак. В молодой семье, как и положено жизнью, радостным воплем возвещает о появлении на свет в сентябре 1959 года его единственный сын Сергей.

            Через несколько лет вне привычных профессиональных рамок рождается его новое увлечение  (хобби), которому он отдаётся страстно, безгранично и без устали – спортивная фотография. Он после работы и семейных будней окунается в новый чарующий мир спортивных страстей, увиденный через объектив фотоаппарата, с которым (фотоаппаратом) уже никогда не расстаётся. Первые его снимки, как у любого фотолюбителя, были, скорее всего, робкими и неумелыми, но благодаря возникшей расширившейся практики в результате его попадания в общественный пресс-центр московского «Динамо» его умение крепнет, наливается силой и Валентин становится завсегдатаем московских спортивных арен, в основном крупнейших московских стадионов – Центрального стадиона имени В.И. Ленина, ныне всем известных Лужников, «Динамо» и «Локомотив», постепенно заводит профессиональные взаимоотношения  с известными специалистами спортивной фотографии (экс-вратарём московского «Динамо» Алексеем Петровичем Хомичем, Владимиром Гребневым, Владимиром Ульяновым, Игорем Владимировичем Уткиным и многими другими). С каждым днём проникая в секреты спортивной фотографии, он начинает находить какие-то свои нюансы, точки видения спортивной борьбы и постепенно его фотографии начинают привлекать внимание и появляются, особенно с середины 60-х годов, в ведущей спортивной газете страны «Советский спорт» и единственном в то время футбольном еженедельнике СССР «Футбол» и «Футбол-хоккей», в различных спортивных, прежде всего футбольных, календарях-справочниках. Особенно часто фото Валентина начинают появляться в календарях справочниках издательства «Физкультура и спорт». Что, впрочем, легко объяснимо, если знать, что его коллега по динамовскому общественному пресс-центру Аркадий Викторович Комаров был в то время одним из ведущих редакторов и составителей этих справочников в вышеуказанном издательстве.

            Когда футболисты зимой отдыхали, Валентин начал, так сказать по совместительству , фотографировать на играх по хоккею, прежде всего по хоккею с мячом, а затем и по хоккею с шайбой. Если весной, летом и осенью основным затруднением в работе было ненастье, дождь, иногда ветер и стылость, то зимой, как известно, к этим напастям прибавляется, то жуткий холод, то оттепель с её звонкой капелью, то пронизывающий ветер, то пурга, застилающая глаза. Мало того, что нужно поймать соответствующий миг спортивной борьбы, противоборства, надо ещё это сделать негнущимися от мороза пальцами, холодным аппаратом, так и льнущим к горящим щёкам. Мало кто рискнёт работать в таких условиях. Валентин же стойко переносил их, и почти никогда не мог равнодушно греть руки в карманах шубы, всегда бросаясь навстречу природным катаклизмам в поисках хорошего момента. Поэтому всё чаще и чаще начала мелькать его фамилия и на страницах ежегодных хоккейных справочников и календарях.

            Но это всё так сказать попутно, вторым планом. Первым и основным его занятием становится бескорыстная работа в общественном пресс-центре московского «Динамо», окончательно оформившемся осенью 1964 года. Это была странная организация, где работали на общественных началах, то есть абсолютно бесплатно, бескорыстно, искренние энтузиасты и верные поклонники динамовского общества с его бело-голубыми цветами, горячо бравшиеся за любые дела по пропаганде достижений этого спортивного общества, его идеалов и традиций. Люди были разными, с разными характерами, способностями, разным отношением к жизни, но в итоге получился замечательный коллектив единомышленников, где никогда никто не подсиживал друг друга, где все были интересны друг другу по своим человеческим качествам. У нас был закон – не требовать от человека сверх того, что он сам хочет сделать. Ведь у каждого из нас  была семья, свои обязательства перед родными и близкими. В этой атмосфере каждый аккумулировал действия другого, и в общей творческой среде каждая мысль, идея, предложение срабатывали и служили во благо того, что мы делали. В этом плане могу сказать, что давно обратил внимание на Валентина, который выделялся основательностью, дисциплинированностью, деловитостью и ответственностью за свои слова. Если он что-то обещал, то мог ночами не спать, но всегда в полной мере и ответственно подходил к выполнению обещанного. И не было такого, чтобы он понапрасну обещал. И у меня, как одного из руководителя пресс-центра, просто душа радовалась, когда видел, как быстро рос Валентин как фотограф и руководитель секции в такой атмосфере.